Понедельник
29.04.2024
11:23
Форма входа
Block title
Block content
Block title
Block content

Мой сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » церковь

Церковь села Ангасяк

28 августа 2006 в праздник Успения Пресвятой Богородицы Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон совершил освящение отреставрированного Свято-Успенского храма с. Ангасяк Дюртюлинского района. По окончании Божественной Литургии Владыка Никон наградил за труды в деле восстановления храма настоятеля иерея Виталия Беляева наперсным крестом и Архиерейской грамотой. Также были награждены лица помогавшие в восстановительно-реставрационных работах. В приветственном слове Владыка Никон поблагодарил настоятеля, ктиторов и прихожан за помощь в восстановлении храму, который отметил свое 140-летие, и пожелал помощи Божией в дальнейших трудах. 

Крестный ход вокруг Успенского храма с. АнгасякКрестный ход вокруг Успенского храма с. Ангасяк







А вот такую дорожку матушка Ольга выложила вместе с прихожанами. На траве композиции из цветов и цветочная окантовка. А на клумбе памятная надпись из цветов: 140 лет.

140 лет храму - цветы на клумбе. Матушка Ольга вместе с прихожанами выложила дорожку. На траве композиции из цветов и цветочная окантовка140 лет храму - цветы на клумбе








Время обновления

Автор: Князев В.А. Опубликовано: в газете «Уфимские епархиальные ведомости», август 2006 г.

Отреставрированный Успенский храм с. Ангасяк Успенскому храму поселка Ангасяк в этом году ровно 140 лет. Еще недавно он и выглядел очень старым, дряхлым... Но к юбилею преобразился. Конечно, произошло обновление не мгновенно. Пришлось немало потрудиться. И свершились благие перемены благодаря усилиям многих людей, благотворителей и простых жителей поселка.

Вице-президент Российских железных дорого Сергей Юрьевич Иванов помог художникам завершить роспись алтаря. Предприниматель из Семилетки веделил денег на покраску храма.

Начальник Кармановской ГРЭС Юрий Константинович Володин по мере возможностей помогал ремонтировать храм. Сделано немало. Кое-где приходилось перебирать и менять старые бревна, заново установлены снесенные в советское время уцпола. В том году дал, в этом дал. Он сам верующий человек, а теща его, раба Божия Анна, расшивает иконы бисером. В янаульском храме есть расшитые ею иконы Иверская и Казанская.

Местные жители не остались сторонними наблюдателями. По селу с кружками отправлялись бабушки. И люди делали пожертвования на ремонт храма. Понадобилось многое, поэтому даже небольшие суммы пошли на благие дела.

Вот маленькая девочка Света пришла в церковь. Подошла к лавке:

- Меня мама отправила.
- А за чем?
- Она сказала денежку на храм дать...

В храме есть тетрадка, где записаны на вечный помин имена жертвователей. Пока храм будет существовать - столько за них будут молиться. Живые - за живых, усопшие - за усопших. Когда в храме на службе начинают поминать «Сергия, Ольги со чадами, Сергия, Галины со чадами, Сергия и Марины со чадами, Сергия и Татианы со чадами...» может показаться, что батюшка повторяется. Но ошибки нет. Священник Виталий Беляев говорит, что четверых, особо помогавших, зовут Сергеями. Наверное, Сергий Радонежский покровительствует.

У одного из них - Сергея Ивановича Андрекуса свой «КамАЗ». Только этим летом вывезли четыре машины мусора. А сколько завезли грунта! Коммерческий директор ООО «Темп» Лобанов Сергей Александрович. Даже в далеком Сургуте нашелся помощник, и тоже с таким именем - Сергей Степаненко...

Расположенный неподалеку второй нефтепромысел помогал много. Когда в храме меняли проводку, много отбивали, там была старая штукатурка - чуть стукнешь, а она отваливается кусками. Благо, начальник этого нефтепромысла Сергей Борисович Агафонов прислал цемента.

Насчет техники обращались также к нефтяникам в Хазино. И Николай Шувалов присылал подъемник для того, чтобы покрасить храм. Он же выделял погрузчик, чтобы возить грунт, а также цемент.

Глава поселкового совета Рифхат Асхатович в церковь приходит, по возможности участвуя в делах церковных, даже на ночной службе был. Он и рад бы помочь, но нечем. Была у него доска-вагонка - дал. Сухая, хоть и не новая, но хорошая, этой доской обшили притвор. Конечно, прихожане этим летом раз в неделю все собирались и то красили, то белили.

Успенский храм в селе Анастасьево освятил в 1866 году епископ Уфимский Филарет - 22 ноября по старому стилю. Село было названо в честь основателя поселения Анастасия, который и первую церковь построил. Название Ангасяк носила соседняя маленькая марийская деревушка. Заботлиая рука какого мудрого автономного чиновника вычеркнула русское имя села?

Послужило в Успенском храме несколько священников. О некоторых пока неизвестно ничего. Двое же похоронены за алтарем. Последний священник, который служил - отец Михаил, у него дочь Руфина Михайловна трудится при Сергиевском кафедральном соборе. Его самого, как рассказывали местные жители, били, привязали к лошадям. В Бирске расстреляли.

Сын его псаломщик Леонид, чернявый красивый парень, как рассказывали старые прихожане, кто помнил те тяжелые годы, был схвачен и увезен в Дюртюли. Избили его до полусмерти. Привезли назад уже полуживого и закапали на кладбище. Рядом с церковью. Позднее на кладбище снесли надгробия и построили детский садик. Надругались над памятью предков. Неудивительно, что дети в садике болеют...

Жители села церковь пытались не отдать. Люди собирались к церкви на площадь. И их разгоняли гранатами. Стреляли в воздух.

Когда из церкви выкидывали иконы, некоторые выбегали из толпы, хватали иконы и убегали.

Была в храме икона Николы Чудотворца. Потемневший образ Николо-Березовский. С ней ходили крестным ходом до Николо-Березовки. Руфина Михайловна, тогда маленькая девочка, выбежала и унесла эту икону. Потом церковь разорили, отца Михаила расстреляли.

Долгое время в церкви ничего не было. Потом полезли снимать кресты. Первый сорвался и тут же разбился насмерть. Колокола скидывали. Очень большой был колокол, его звук долетал даже до Андреевки. Если через реку, то Андреевка не так далеко от Анастасьево.

Тяжелая судьба выпала тем, кто срывал колокола. Человек, который скинул самый большой колокол, вскоре стал покрываться язвами и так умер. Не находят покоя и дети его, и внуки. Кто спился, кто наркоман... Была попытка самоубийства... Нужно покаяние.

Потом в здании церкви сделали кинотеатр, школьный склад, спортзал, филиал сберкассы.

В 1991 году местные жители стали хлопотать, чтобы им отдали здание. И после возвращения церкви, в конце 1991-начале 1992 года принялись за восстановительные работы.

Тогда начали возвращаться в храм уцелевшие образа. Но самой главной задачей отец Виталий считает восстановление приходской жизни. И это не пустые мечты. Люди и храм помогают восстановить, и сами понемногу воцерковляются.

Когда началось восстановление, самым активным был Иван Дуршев. Он работал лесником. Приходилось наращивать срубы, чтобы купола, колокольню ставить.

Когда умер Иван Дуршев, получилось так, что в Ангасяк приехали три священника. Его постоянно поминаем. Самое главное, что свою глубокую веру он сумел передать сыну Александру. Иванова жена Валентина печет просфоры и помогает в других приходских делах. Валентина и Александр активные прихожане. Ответственные люди, они постоянно при храме. Еще один добрый помощник - Михаил Сергеевич Тарасов. Был первым старостой. Много ездил по приходским нуждам.

Настоятель нефтекамского Петро-Павловского храма протоиерей Алексий Тихонов где-то нашел икону Успения Божией Матери. Старинную, написанную на холсте. Она была очень темная, не было видно ликов, и лишь по очертаниям можно было сказать, что это именно Успение.

Александр еще с одним прихожанином поехали за ней в Нефтекамск. И пока ехали, три раза прокололи колесо... Кое-как икону довезли. Привезли. Поместили на почетном месте. И стали делать как раз иконостас. Начальник «Белкамнефти» Хохряков помогал. И вот один из участников этой работы рассказал, что у него дома была совершенно черная икона. Черная доска. Но ее поставили к другим иконам, потому что это было бабушкино благословение. И когда он в Ангасяке стал делать иконостас, стала светлеть храмовая икона Успения. А у него дома стала просветляться бабушкина икона. И когда она обновилась, увидели, что это икона Воскресения Христова.

До сих пор храмовая икона обновляется. Вот недавно стало видны с левой стороны очертания еще одного ангела. А Господа с Богородицей видно ясно.

Вот так же постепенно обновляется и приходская жизнь в Ангасяке. Как на этой старой иконе нынче стало видно еще один лик, так и на службе батюшка с радостью замечает новые лица. Внуки тех, кто как мог противостоял разрушению, постепенно находят свою тропинку к Господу.

Историческая справка:

Село Ангасяк (б. Анастасьино)
Дюртюлинского р-на, б. Бирского уезда Уфимской губернии
Успенская Церковь

Село Анастасьино (бывший волостной центр) имеет давнюю историю. По некоторым сведениям, первое упоминание о селе относится к 1622 г. Полноценная церковь появилась здесь намного позднее – в 1866 г. Ей предшествовал молитвенный дом, расположенный в помещичьем имении дворянина Анастасия Жадовского, храмоздателя, личности неординарной и противоречивой. Именно в его честь и получило название это село.

Выстроенный в центре села деревянный храм имеет корабельную форму, высота колокольни была около 25 метров. Престол храма был освящён 22 ноября 1866 г. в честь праздника Успения Божией Матери. Имена первых священнослужителей не известны. Последним же настоятелем здесь был новомученик уфимский о. Михаил Черных, погибший от рук сатанинской власти в 1937-38 гг., ту же участь разделили и 3 его сына.

В тридцатых годах XX века храм был закрыт воинствующими атеистами и перестроен в клуб. Название села изменили: Анастасьино было превращено в его татарско-черемисский (марийский) языковой вариант – Ангасяк, по аналогии Константинополь-Истанбул. Русское помещичье название Анастасьино произволом стёрто даже из русского варианта карты и дорожных указателей.

К счастью, обезглавленная церковь снесена не была. В 1990 г. было принято решение возродить храм в селе, что и было сделано на средства меценатов при ещё благоприятной финансовой ситуации начала 90-х гг. В течение нескольких месяцев над старыми стенами воссозданы новые купола. В 1993 г. по благословению и указом архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона настоятелем был назначен иерей Владимир Носков, его сменил о. Гавриил Подлиннов. Настоятели часто менялись, пока не появился молодой труженик, священник Виталий Беляев.

В настоящее время в селе проживает 2380 человек 13-ти национальностей. К сожалению, в некогда чисто-славянском селе русские составляют теперь лишь около трети жителей, но отрадным фактором является то, что многие новозаселенцы язычники-черемисы принимают святое Крещение.



Источник: www.eparhia-ufa.ru
Категория: церковь | Добавил: Slim (01.05.2010)
Просмотров: 2676 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]